Previous Entry Share Next Entry
Сибирь глазами этнографов начала XX века
gottedammerrung
siberia1_180_auto siberia2_180_auto
Вот такие 2 сд,изданные Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого(Кунсткамера), были давече приобретены .Они содержат  фотоиллюстративные коллекции исследователей народов Сибири начала 20 века и детальное описание фотографий.Несколько фотографий выкладываю здесь.


Фотографии экспедиции Васильева к тофаларам, 1910 год.
Тофалары с реки Б.Есселей.Справа стоит русский:
1488-079

Амбар для хранения вещей.Чем не избушка на курьих ножках:
1488-139

Жертвенное место у целебного источника:
1488-167

Воздушное захоронение.Река Красная Бирюса:
1488-170
Шаманская гробница:
1488-174
Из экспедиции С.Д.Майнагашева к качинцам.Женская половина юрты.Прямо-таки Морровинд:
2410-45
Хакасы на кладбище перед погребением:
2287-7
Сагайцы.Покойник в гробу:
2287-8
"Когда я пришел, в улусе Кызласовом, по реке Еси, в юрту, где умер пожилой человек, и где приготовлялись к его погребению, покойник лежал вполне снаряженный. Гроб его, представлявший две выдолбленные половинки древесного ствола, был достаточно просторен, чтобы в него уложить все, что покойник возьмет с собой в новый мир. Помимо того, что сам он с головы до ног был одет в лучшие свои одежды, с ним еще были положены: шуба, запасные рубаха и штаны, лишняя пара обуви. Кроме его собственной опояски, с ним была уложена еще детская опояска. Незадолго перед тем умер его маленький сын, которому в гроб забыли положить опояску: теперь ее отправляли с отцом, чтобы сын в загробном мире не ощущал в ней недостатка. На собственной опояске покойника висело огниво, в которое были вложены свежий кусок трута и кремень. В небольшом мешке у ног покойника был приготовлен запас пищи. Кроме того, у ног же был поставлен деревянный ящик, в который были для него уложены разная посуда и другие мелкие вещи. Были тут: медный чайник, большая деревянная чашка, ложка, чайная чашка с блюдцем; кроме того – гребень, шило, нитки из жил, тонкие ремни; тут же были уложены еще пшеничные калачи. Все это должно было быть погребено вместе с покойником (Майнагашев С.Д. 1916 (2), стр.278-279). "
Хакасский шаман кормит духов - в качестве духов выступают тёси - рогатки обернутые в кусочки шкурок или бересты.
2287-47

Сагайский шаман:
2287-111
Фотографии из коллекции Иохельсона.После зимнего солнцестояния коряки-оленеводы праздновали "возвращение солнца". В этот день они состязались в гонках на оленьих упряжках, борьбе, беге с палками, набрасывали аркан на движущуюся по кругу цель, взбирались на обледенелый столб. Праздники, сопровождавшиеся борьбой, существовали у многих народов Сибири:
4404-48

Шаман в корякской яранге перед началом камлания.1911 год:
2826-320
Фотографий много,выкладывать все не представляется возможным,да и не нужно,дабы не отбивать охоту к покупке оригинальных дисков.




?

Log in

No account? Create an account